Выпуск от 26 июля 2017
доставляется к принтеру читателей Мы заботимся о вас и о вашем отдыхе

Круговая система

Круговая система

Круговая система довольно сложна, поэтому рекомендуем приступать к ее изучению и использованию после того, как вы проведете несколько турниров по олимпийской.

Суть и главное преимущество КС: каждый игрок, перед тем как вылететь, играет не одну, а минимум 3 партии. То есть получает от мероприятия больше удовольствия и имеет больше шансов проявить себя. И если он проявил себя хорошо, то проходит в полуфинал, где четверо лучших игроков играют навылет по олимпийской системе.

1. Количество туров в турнире по круговой системе зависит от количества участников. Все желающие записываются в первую часть турнирной таблицы; чем больше игроков, тем длиннее турнир.

* 6-8 человек: 3 тура, 2 финалиста (играется сразу финал),
* 9-15 человек: 4 тура, 4 финалиста (играется полуфинал, затем финал),
* 16-24 человек: 4 тура, 8 финалистов (играется четверть-финал, затем полуфинал, затем финал).

Верхняя часть турнирной таблицы: список участников. Пока еще пустые поля для очков, набранных в 1, 2 и 3 турах.

2. Карточки участников. Для жеребьевки в турнире вам потребуется карточка на каждого участника. На рисунке приведены примеры шаблона карточки, в которые нужно просто вписать имя или ник участника.

 

Вы можете загрузить листок под распечатку и порезать его на карточки. Можно заламинировать надписанные карточки с именами и фамилиями, чтобы использовать их регулярно в последующих играх.

3. Простая жеребьевка. Нужно установить, кто с кем играет. Для этого, в первом туре судья тянет по 2 карточки игроков наугад, и записывает имена во вторую часть турнирной таблицы (см. рисунок). Люди в каждой паре играют друг с другом первый тур. Дальше жеребьевка проходит сложнее: победители должны по возможности играть с победителями, а побежденные ? с побежденными. При этом желательно не допускать повторной встречи (игроков, уже игравших друг с другом). Вы можете отбросить эти ограничения, и в каждом туре проводить простую жеребьевку наугад. Но если вы хотите играть по более спортивным правилам, внимательно прочитайте параграф 3.
Халява. Если играет нечетное количество людей, в каждом туре будет один незадействованный участник. Ничего страшного, ему просто повезло, и он получает 3 очка на халяву, как будто победил.

Вторая часть таблицы: список пар по турам и результат их игры. Мы видим, кто в каком туре выиграл, и с каким счетом, кто сыграл вничью. Все эти данные заносятся судьей в верхнюю часть таблицы (см. следующий рисунок)
4. Спортивная жеребьевка. Итак, после первого тура у нас есть победители (набравшие по 3 очка), побежденные (0 очков) и, возможно, сыгравшие вничью (1 очко). Пусть играет 8 человек, из них 3 выиграли, 3 проиграли, 2 сыграли вничью. Судья берет 3 карточки победителей, смешивает именами вниз, и наугад тянет две из них. Люди, чьи имена на карточках, играют между собой в следующем туре (это сразу записывается в соответствующий раздел таблицы). Затем ведущий берет карточки двоих, сыгравших вничью, тянет наугад одну из них ? игрок, чье имя вытянули, составит пару оставшемуся "трехочковому". Из трех карточек проигравших, ведущий вытягивает одну, и этот игрок во втором туре будет играть с оставшимся "одноочковым". Соответственно, оставшаяся пара "нулей" сыграет между собой.
Таким образом следует проводить каждый тур: стараться, чтобы набравшие максимум очков играли между собой, а набравшие минимум ? между собой. Но при этом, более важное правило ? чтобы игроки каждый раз играли с новым соперником, т.е. чтобы встретившись 1 раз, два игрока уже не встречались друг с другом в круговых турах.
Возможно, вам кажется, что это слишком сложно ? но попробуйте на практике; сыграв несколько турниров, вы поймете, почему круговая система лучше олимпийской.

5. Запись очков производится судьей по итогам каждого тура: в первом туре просто записываются очки, которые получил каждый игрок (3 за победу, 1 за ничью, 0 за поражение). По итогам всех туров, полученные игроком очки суммируются. Например, на картинке ниже видно, что сыграв второй тур вничью, А.С. Пушкин набрал в сумме 4 очка, а выиграв у В.В. Путина, по итогам 3 туров заработал 7 очков и стал лидером, т.е. автоматически прошел в полуфинал.

6. Финальная часть кругового турнира проводится по олимпийской системе. В списке выше указано, сколько конкретно человек в нее выходят. Если участников мало, сразу проводится финал между двумя лучшими. Если участников 9 и больше, играется полуфинал, затем финал. Если участников 24 и больше, то в заключительную часть проходят сразу 8 игроков (т.е. играются четвертьфинал, полуфинал и финал). Но в ряде случаев, не удается сходу определить лучших 2, 4 или 8 участников. И нужно проводить специальный подсчет.

7. Подсчет очков. Представим, что основные туры сыграны, в полуфинал должны выйти 4 человека... а сразу пятеро набрали по 12 очков. Судье нужно определить, кто из них войдет в заключительную часть турнира, а кто останется у разбитого корыта. Для этого судья смотрит историю турнира и суммирует все выигранные партии каждого игрока из лидирующей пятерки, затем отнимает все проигранные партии. Если игрок все время выигрывал 2:0, у него будет наилучший результат. А если иногда выигрывал 2:1, то результат похуже.
Если и после такого подсчета все равно остается несколько равных по очкам, вы берете карточки с именами претендентов, смешиваете их и определяете с помощью жребия, кто будет играть за выход в полуфинал. Если претендентов 5, достаточно 1 партии, если 6, то вытяните 4 карточки и устройте параллельный бой. Претенденты, карточки которых остались не вытянутыми, проходят в полуфинал автоматически.

В нашем примере, такой подсчет не понадобился: в полуфинал автоматически выходят А.С. Пушкин (7 очков), В.В. Путин с Мадонной (по 6 очков) и Агент Смит (5 очков). При этом, в полуфинале действует правило: лучший игрок играет с худшим, а средний со средним. То есть, у нас лучший игрок Пушкин играет с худшим из четверки, Агентом Смитом, а Мадонна с Путиным зажигают между собой. Если у вышедшей четверки равные очки, вам поможет жребий.

Copyright: ООО Игрология
Энциклопедия настольных игр Тесера
Тираж: 580 шт.

info@igrology.ru

Рекомендованная цена:
5 миллиграм черного тонера